Sid Meier’s Civilization V (сокр. Civilization V, рус. Цивилизация Сида Мейера V) — компьютерная игра в жанре пошаговая стратегия, пятая часть в серии Civilization. Игра разработана компанией Firaxis и её первый выпуск состоялся 21 сентября 2010 года для Microsoft Windows в США; для Mac OS X игра была выпущена 23 ноября 2010 года. Как и в других играх серии Civilization, в Civilization V игрок создаёт и развивает свою цивилизацию с древних времён до ближайшего будущего.
Нововведения
Введена шестиугольная карта вместо квадратной.
На каждой клетке может одновременно находиться только один юнит одного и того же типа (ранее игроки могли собрать в одной клетке огромное количество разных юнитов, в разговорной речи «Stack of Doom»), что усилило тактическую часть игры.
Двумерный «стратегический» вид карты, на который игрок может переключиться, по желанию (например, если при нормальном режиме работает медленно), с «нормального», стал стилизацией под настольную версию игры.
Некоторые небольшие цивилизации заменены городами-государствами, которые заменили варварские государства из Civilization IV. Вместе с этим перестала существовать возможность у варваров захватывать чужие города и основывать свои собственные. Вместо этого варварские юниты спавнятся из лагерей варваров.
Захваченные города могут продолжать существование в империи в виде автономных образований, называемых сателлитами или городами-марионетками. В отличие от аннексированных городов, сателлиты не так сильно уменьшают счастье, однако выбрать производство в них игрок не может.
Возможен дистанционный обстрел противника (эта возможность присутствовала в Civilization III).
Отсутствуют религиозные конфессии и возможность шпионажа (вновь появляются в дополнении «Боги и Короли»).
Древо технологий подверглось заметному сокращению, хотя и ходов приходится тратить больше, чем в других частях игры.
Исчезла торговля картами (присутствовала в предыдущих частях).
Торговля технологиями заменена возможностью заключения «договора о совместных исследованиях».
Конечные по количеству, хотя и неисчерпаемые, природные ресурсы (каждое месторождение даёт несколько единиц ресурса, которые «потребляются» юнитами и зданиями — при смерти юнита или сносе здания ресурсы можно снова использовать).
Исчезли случайные события (вероятно их заменили квестами, которые дают игроку города-государства, для улучшения отношений).
Теперь игроки не могут захватывать чужие города, с помощью культурного давления на соперника (возможность вернулась в дополнении Brave New World, но на практике культурный захват стал слишком медленным).
Катастрофы: наводнения, извержения вулканов, эпидемии, пожары и т. п. — отсутствуют (были в первой Civilization и в дополнениях к Civilization IV).